Киото, Япония

О регионе

Страна: Япония

Киото

Киото — древняя столица Японии, с 794 по 1868, культурный и религиозный центр страны сокровищница национальной архитектуры и садово-паркового искусства.

В 794 г. Киото стал резиденцией японского императора, которая до этого располагалась в окрестностях Нары. Новое место было выбрано скорее из культовых, нежели из стратегических соображений: с трех сторон город окружен горами, но открыт с юга, а с севера через него текут две реки. Первоначально Киото носил название Хэйан-кё – «Столица мира и спокойствия», а его строительство велось по классической китайской модели – с регулярной, строгой планировкой всех проспектов и улиц.

С течением времени город стали называть просто «Киото», что в переводе с японского означает «столица». Помимо эпицентра политической жизни, он был также важным религиозным центром и ареной борьбы различных буддийских сект. Важнейшие храмы Киото являются живым наследием каждой из них: - Энрякудзи (секта Тэндай), Тодзи (секта Сингон), Нандзендзи, Тэнрюдзи, Дайтокудзи (секта Дзен) и Ниси-Хонгандзи (секта Дзёдо Синсю).

Благодаря тому, что во время Второй мировой войны Киото почти не пострадал от бомбардировок, ему удалось сохранить атмосферу «старой Японии» гораздо лучше, чем многим другим городам. Старинные виллы, дворцы, древние святыни и храмы здесь запросто соседствуют с маленькими деревушками, уютно расположившимися на склонах окружающих город холмов. Наслаждаясь удивительным пейзажем, в Киото также приобщаешься и к богатейшему историческому прошлому Японии.

В старом квартале Гион до сих пор можно увидеть гейш, в районе Камигё-ку - мастеров по изготовлению изделий из традиционного текстиля (фирмы Нисидзин ори), а в Фусими - тех, кто делает сакэ. Многочисленные ремесленники и владельцы маленьких магазинчиков свято чтят традиции прошлого, не давая исконной японской культуре совсем исчезнуть под натиском времени и прогресса.

Ведь именно искусные ремесленники, которые изготовляли мечи, изделия из фарфора и керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма, принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и серебра, высококачественные изделия из шелка, принадлежности для буддийских алтарей, бумагу высокого качества для императора, придворной знати и высших слоев самурайства и принесли славу Киото.

Хотя, конечно, нельзя сказать, что в Киото все старое, или устаревшее: современность неумолимо добирается и сюда, и многие кварталы в процессе строительства полностью преображаются, теряя свое «историческое» лицо. Однако, здесь по-прежнему можно найти и классические японские дома (матия) - деревянные постройки с черепичными крышами и красивыми, особым образом отделанными, фасадами.

Современный Киото являет собой историческую книгу со множеством иллюстраций. И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом, архитектурой. В Киото древние памятники как бы перемешаны с современными сооружениями.

Самыми популярными достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу, Ясака, Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Рёандзи, сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё, загородный дворец Кацура Рикю.

Храм Киёмизу (Kiyomizu Temple) находится в восточной части города, он расположен на холме, спускающемся вниз, к дороге, известной как «чайный переулок». Храм был основан в 790 г. и посвящен 11-главой Канон. Современные здания были построены после 1633 г. при третьем сегуне Токугаве Иемитсу. Храм возвышается на скалистом утесе над водопадом Отова. Терраса главного зала уже создает незабываемые впечатления. Терраса расположена на 30-метровых колоннах, расположенных 5 рядами, пересекающимися лучами. Она используется как сцена для храмовых танцев и церемоний, отсюда открывается великолепный вид на город. У японцев есть поговорка «спрыгнуть с террасы храма Киёмизу», это высказывание применяется к совершению какого-либо глупого поступка.

Замок Нидзё (Nijo Castle) находится в собственности города Киото с 1939 г. Замок был построен Токугавой Иеясу в 1603 г. В самом начале эпохи Мейцзи замок служил резиденцией правительства, именно здесь император подписал указ об упразднении сегуната. С 1871 г. по 1884 г. замок занимала администрация префектуры, именно в этот период многие из произведений искусства, хранящиеся в замке, были серьезно повреждены.

Замок окружен рвом и каменными стенами, на углах которых возвышаются сторожевые башни. На территорию замка можно попасть через Восточные Ворота, Хигаси Отемон, и Внутренние ворота, Карамон, отличающиеся великолепной резьбой по камню, выполненной Хидари Дзингоро и украшенные металлическими элементами. Эти ворота изначально принадлежали замку Фушими. За Внутренними воротами находятся еще одни ворота, Микирума-ёсе, их декор также выполнен Хидари Дзингоро, это ворота открывают вход во дворец Ниномару. Дворец Ниномару состоит из пяти отдельно стоящих построек, соединенных коридорами. Внешнее убранство дворца отличают картины Кано Таню и его учеников. Главным помещением дворца считается Дзёдан-но-ма (зал имперских эмиссаров), в прилегающих залах Ни-но-ма и Тосамурай-но-ма можно увидеть картины, изображающие тигров. Все связующие здания коридоры отличаются скрипящими полами, что давало возможность заранее услышать, что к покоям кто-то приближается.

Второе дворцовое здание разделено на три чертога, прямо за ним третье здание с Большим Залом для Аудиенций, окруженным галереей. Четвертое дворцовое здание носит название Куро-сёин, в нем можно увидеть картины с изображением животных кисти Кано Наонобу. Сад, расположенный в западной части дворца изначально планировался без деревьев, поскольку создатели хотели избежать тематики мимолетности и быстроты времени, которое создает опадающая листва. Однако сегодня здесь есть деревья, но они были высажены значительно позднее.

Храм Кинкакудзи - Золотой павильон был построен в 1397 г. по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Уединившись с ближайшими друзьями в этой ""золотой башне" он предавался философским размышлениям, наслаждался чайной церемонией и приобщался к тайнам буддийской религии. После смерти сёгуна Ёсимицу его сын превратил Кинкакудзи в буддийский храм — такова была воля отца. От богатого дворцового комплекса остался только один Золотой павильон - ныне Национальное достояние Японии.

Храм Гинкакудзи (Серебрянный павильон) находится в северо-восточной части города. В отличие от Кинкакудзи (Золотой Павильон) этот храм никогда не украшался серебром. Храм был построен в 1482 г. восьмым сёгуном Ашикагой в качестве его резиденции. После его смерти особняк был переделан в храм Дзен. Храм стоит рядом с бассейном, в водах которого отражается все двухэтажное здание. На верхнем этаже храма находится позолоченная статуя Канон. За главным залом находится статуя Будды.

Храм Бёдо-ин (Byodoin Temple) является характерным примером храмовой архитектуры периода Хейан. Ранее на этом месте находилась резиденция Минамото Тору, Фудзивары-но-Мичинаги и Ёримичи. В 1052 г. Ёримичи выстроил на этом месте здание храма и главный зал, также известный как «зал феникса», строительство которого продолжалось весь следующий год. На фронтоне храма изображены два бронзовых феникса. Внутреннее убранство храма сильно пострадало, но частично было восстановлено. В храме выставлены работы художника XI века Такума Таменари и великолепная позолоченная скульптура Амиды. Алтарь и потолки отделаны бронзой и перламутром, однако из настенной росписи до наших дней дожил лишь небольшой фрагмент. К главному залу примыкает зал Канон-до, расположенный точно над рекой, поэтому зал называют еще и как Тсуридоно (рыбацкий зал). Неподалеку расположен памятник Минатомо Ёримасе, который лишил себя жизни, потерпев поражение от сил клана Тайра.

Храм Диакаку-дзи (Daitokuji Temple) был построен в 876 г., он расположен рядом с прудом Озава. В 1600 г. император Сага перевез в это место свою виллу и обосновался здесь. Особого внимания достойны фусума на цветочные мотивы кисти Санраку Кано. Храм известен и своим садом, разбитым в период Хейан, это один из самых старых садов Киото. Здесь же находится школа по изготовлению икебан.

Оригинальный Императорский дворец (Imperial Palace) в Киото был построен в 794 г., однако несколько раз перестраивался после того, как пострадал в пожаре. Современное здание было построено в 1875 г. Коронация нового императора и другие государственные церемонии до сих пор проводятся здесь. Дворец можно посетить только в составе экскурсии.

Храм Фушими Инари Таиша (Fushimi Inari Taisha) часто посещают купцы и торговцы, которые молятся здесь о процветании своего дела. Это один из величайших храмов Японии, он был основан в 711 г. и посвящен богине выращивания риса Уканомитаме-но-микото. Главное здание выполнено в типичном стиле монояма. Особого внимания заслуживает 4-километровая аллея из красных ворот, созданная верующими. Здесь можно увидеть большое количество скульптур лис, в японской мифологии они считаются хранителями золота.

Храм Чион-ин (Chion-in Temple) считается главной резиденцией секты Дзёдо, храм расположен в восточной части города. Это один из самых популярных японских храмов. Здания храма были перестроены в XVII веке после пожара. 24-метровая двухэтажная башня Саммон считается самой впечатляющей в Японии, а в храмовой колокольне висит самый большой в стране колокол, он находится на высоте 5,4 м., его диаметр составляет 5,2 м., а вес – 71 тонну, был отлит в 1633 г. Этот колокол используют только по большим праздникам и во время фестиваля, проходящего в середине апреля. В главном зале храма похоронен Хонэн.


"... "Сад камней", "Философский сад", "Сад Рёандзи"... Десятки имен у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.

Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника - с остальных трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами,- и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый - тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции, состоящей из все тех же пятнадцати камней, из которых один - невидим...."

Местные жители говорят: «Чтобы узнать и понять Киото, здесь надо прожить всю жизнь». Однако, большинство туристов обычно приезжает сюда всего на несколько дней. Идеальный вариант – неделя, особенно если добавить экскурсии в города Охара, Кумано, Удзи или Нара. Но если больше времени нет, основные достопримечательности можно посмотреть и за пару дней.

Добраться в Киото из Токио можно поездом синкансэн Японской железной дороги (JR) по линии Токайдо, который идет два часа пятнадцать минут. Из Осаки до Киото есть специальный скоростной поезд, который также идет по линии Токайдо с платформы «Син-Осака» всего 25 минут.